Общие вопросы по велосипедам

 

Какие велосипеды бывают?

Детские. Велосипеды с диаметром колес от 12 до 20 дюймов (12-20’’). Начиная с 16-го диаметра колеса, могут быть складными. Двадцатидюймовые детские велосипеды бывают, в том числе, горными, горными двухподвесными и обычными, дорожными.
Типичными представителями детских велосипедов с колесами 12" являются: FORWARD БАРСИК 012, ORION MAGIC 12", STELS ECHO 12", TREK JET 12". С колесами 18": FORWARD ACTIVE 181, складной FORWARD СКИФ 182, STELS PILOT-130 с передним ручным тормозом. Горные детские велосипеды с 20-ми колесами: 7-скоростной MERIDA DAKAR 620 Boy, 6-скоростной STELS PILOT-230 Boy, двухподвесный 6-скоростной FORWARD BURAN 365, двухподвесный 6-скоростной STELS PILOT-250, 6-скоростная модель для девочек TREK MT 60 Girls.

Подростковые. Диаметр колес, обычно, 24. Подразделяются на горные, двухподвесные горные и обычные, дорожные.
Горные подростковые велосипеды: алюминиевый 18-скоростной FORWARD TWISTER 585, 21-скоростной MERIDA DAKAR 624-V Boy, STELS NAVIGATOR 400. Двухподвесные: 6-скоростной FORWARD CYCLONE 665, 18-скоростной FORWARD EDGE 685 (новая модель), 21-скоростной MERIDA NINETY-SIX JUNIOR 624-SUS, 18-скоростной STELS MUSTANG 24".

Шоссейные (велокросс) — для быстрого движения (или гонок) по ровной асфальтированной дороге (шоссе). Отличаются большим диаметром колес (28), узкими покрышками и облегченной рамой. Типичные представители этого класса: 18-скоростной Forward 2220 28", 18-скоростной MERIDA RACE LITE 901-COM 28", 24-скоростной TREK 1.1 28".

Туристские — для велосипедного туризма. Такие велосипеды во многом похожи на шоссейные, но прочнее (тяжелее) и оборудованы багажниками для рюкзаков и иных походных принадлежностей. Покрышки так же шире, обода двойные, колеса обычно 26-28 дюймов. Учитывая высокую вероятность крутых подъемов и затяжных спусков в долгом путешествии, число скоростей у них не менее 21-й. "Туристы" менее чувствительны к качеству дороги, чем шоссейные, и не отличаются маневренностью. Конечно, они совершенно не предназначены для агрессивной или спортивной езды.

BMX — прочные велосипеды для акробатических трюков или езде по специально подготовленной сильно пересеченной местности с прыжками, поворотами в воздухе, езде на одном колесе. На этих велосипедах также катаются в рампах — больших U образных «половинах трубы» до 4 метров высоты и до 12 длины. Классическим представителем BMX является велосипед HARO BMX 200.2. Среди отечественных производителей компания FORWARD выпускает модель начального уровня DUNDEE.

Горные велосипеды велосипеды (MTB) — для езды по пересеченной местности или бездорожью. Прыжки и перевороты в воздухе тоже возможны. MTB существуют для поездок по пересеченной (cross-countrу — кросс-кантри), сильно пересеченной (х-кросс-кантри) местности, для скоростного спуска с гор (downhill — даунхилл), для преодоления специально построенных сложных препятствий (trial — триал). Диаметр колеса, как правило, 26. Иногда встречаются «горники» с 29-м колесом (MERIDA BIG NINE TFS 100-D). Оборудование и рамы самые различные: от навесного начального уровня, до гидравлических дисковых тормозов; от обычной стали до карбона.
Примеры горных велосипедов: алюминиевый FORWARD APACHE 818, начального уровня FORWARD FLASH 861 и STELS NAVIGATOR-500, женская модель премиум-класса FORWARD 1430 Lady, с гидравлическими дисковыми тормозами MERIDA MATTS LITE XT-D, с карбоновой рамой MERIDA O.NINE PRO 1000-D, двухподвесные STELS ADRENALIN, TREK FUEL EX 5.

Дорожные — для небольших прогулок, поездок в магазин. Иногда они бывают складными. Хороший синоним — дачные. Диаметр колес 26-28.
Типичными представителями дорожных велосипедов можно назвать: 6-скоростной FORWARD BARCELONA 763 26", женская модель FORWARD CAPELLA 003 28", складной FORWARD PORTSMOUTH 003 28", ORION 1200 Gent 28", трехколесный STELS ENERGY III 26".

Городские — для поездок по городу и ровной дороге. Очень часто бывают складными. Основное отличие городских велосипедов — меньший размер колес (20-24). Типичный городской «советский» велосипед — «Кама».
Современные городские складные велосипеды: FORWARD ALTAIR 401 24", ORION 2500 24", 3-скоростной STELS PILOT-730 24".

Тандемы. Это велосипеды для одновременной езды двух человек. У них один полноценный руль, ручки для второго седока, два седла и двое педалей. Примеры моделей: FORWARD 5350 26" и TREK T 900 26".

Гибридные велосипеды. Обычно это совмещение горного и туристского велосипедов: присутствует багажник и передняя амортизированная вилка (FORWARD 5312 26"). Но встречаются и иные варианты (MERIDA CROSSWAY 20-MD 28"), все зависит от производителя.

 

Какие бывают велосипедные рамы?

Рамы классифицируются по размеру, материалу и наличию заднего амортизатора.

По размеру (росту) в дюймах, реже в сантиметрах. Дюймовые размеры 13, 16, 17, 18, 19, 21, 22 дюйма. Относительные размеры — S — small (малый) или примерно 13-16 дюймов, M — middle (средний) или около 17-19 дюймов, L — large 20-22 дюйма. В сантиметрах (шоссейные велосипеды) — 46 см, 51, 54, 58, 60 см.

По типу материала рамы, в порядке возрастания их стоимости — сталь, хроммолибден, алюминий, титан, композитные материалы (карбон). Диапазон стоимости рам взрослого велосипеда без задней подвески — 100-3000 долларов и выше.

По наличию амортизатора заднего колеса (задней подвески). Бывают «хардтейлы» (нет заднего амортизатора) и «двухподвесы» (с амортизатором).

 

Из чего делают велосипедные рамы?

Рама — основа любого велосипеда. Материал, из которого она изготовлена, конструкция и качество соединения (сварки) деталей, весь спектр применяемых технологий — все это напрямую влияет на ходовые и эксплуатационные характеристики рамы и велосипеда в целом. Из чего же сегодня делают велосипедные рамы?

Обыкновенная низкоуглеродистая сталь (Steel), которая используется для изготовления самых недорогих дорожных велосипедов. Такая рама относительно тяжелая, имеет относительно малую прочность, а при плохой покраске еще и быстро ржавеет. Надо отдать должное производителям, последние годы стальные рамы изготавливаются и окрашиваются с высоким качеством.

Высокотянутая сталь (High Ten): хорошо «дышит» на неровностях дороги благодаря своей гибкости. Такая сталь обладает намного лучшими показателями, чем низкоуглеродистая, но не используется для создания профессиональных рам. Она также тяжела, но имеет лучшую гибкость и прочность. Из таких сталей зачастую производят детские и велосипедные рамы начального уровня. Главное их достоинство — низкая цена. Сегодня рамы из этого материала отживают свой век, уступив место дешевым алюминиевым, в достаточных количествах производимых в Китае, Сингапуре и др.

Хромомолибденовые рамы. Преимуществом рам из высоколегированных хромомолибденовых сталей является достаточно низкий вес, малая склонность к накоплению внутренней усталости и большая коррозионная стойкость. Большая прочность и лучшая пластичность позволяет производить рамы из профилей меньшего диаметра, что снижает общий вес на несколько килограмм (относительно низкоуглеродистых рам). Еще одним важным преимуществом хромомолибденовых рам является способность изгибаться на виражах, что позволяет лучше «держать трассу» в поворотах и, соответственно, в целом улучшить результат. К недостатку таких рам можно отнести больший вес относительно алюминиевых рам, что ограничивает применение велосипедов с CrMo-рамами для спортивного использования. У ведущих велопроизводителей имеются довольно легкие хромомолибденовые модели, но они дороги и используются, в основном, профессионалами. Кроме того, у более дорогих рам может применяться технология баттинга (это увеличение толщины стенок трубы только в особенно нагруженных местах).

Алюминиевый сплав. Рамы из AL значительно выигрывают в весе, по сравнению со стальными. Алюминиевые рамы могут весить всего 1.3 — 2 кг , что позволяет велосипедам на их основе быстро набирать скорость, превосходно «чувствовать дорогу », быстрее взбираться на подъемы и легче проходить повороты. Однако, есть и минусы: такие рамы могут накапливать усталость и внезапно разрушаться. Вызвано это высокой жесткостью материала. В последнее время, для изготовления велосипедных рам используются различные алюминиевые сплавы с добавлением магния, кремния, цинка. Сплавы имеют маркировку 6061, 7005, 7075. Самыми распространенными являются 7005 и 6061. Велосипедные рамы, произведенные из сплавов 7000-й серии, обходятся немного дешевле, чем рамы, сделанные из 6000-го сплава.

Композитные материалы. Самыми легкими, бесспорно, являются рамы, произведенные на основе композитных материалов — карбона. Такие рамы могут весить около 1 кг., обладая при этом высокой прочностью и жесткостью. Основным минусом таких рам является высокая цена и абсолютная невозможность производить ремонтные работы, так как они изготавливаются термообработкой углеродистых волокон (пропитанных смолами). Поэтому карбоновые рамы получили распространение у профессионалов, занимающихся шоссейными гонками и триалом.

 

Какой размер рамы подойдёт под мой рост или рост моего ребенка?

Детские велосипеды, диаметр колеса в дюймах
12" 14" 16" 18" 20"
1,5-4 года 3-5 лет 4-6 лет 5-7 лет от 6 лет
рост до 104 см рост до 110 см рост 110-116 см до 122 см 122-130 см
         
Взрослые велосипеды, размер рамы в дюймах
15" 17" 19" 21"  
рост 155-165 см рост 165-180 см рост 175-190 см рост 185-200 см  
         
Взрослые велосипеды, размер рамы в см.
48-51 53-55 58-61    
рост 155-170 см рост 170-180 см рост 180-200 см    

 

Какой максимальный вес выдержит велосипед?

Дорожные велосипеды легко способны перевозить 80-90 кг. Горные велосипеды проектируются для велосипедистов весом до 120 кг. Если ваш вес приближается к этой цифре или больше, то при выборе велосипеда следует обратить внимание прежде всего на обода — они должны быть двойными. Также можно посмотреть на экстремальные велосипеды (фрирайд, дерт, байкеркросс) — такие модели рассчитаны на высокие нагрузки.

 

Почему я сам не смогу настроить оборудование нового велосипеда?

Можете, но тогда будет утрачена заводская гарантия. Поэтому новый велосипед всегда собирают и настраивают представители продавца.
Не пытайтесь сами настроить велосипед, если вы не являетесь опытным механиком. Это может привести в худшем случае к поломке, а в лучшем — быстрому износу оборудования.

 

Почему у некоторых велосипедов нет крыльев?

Крылья, чаще всего, не входят в комплектацию дорогих горных и спортивных велосипедов. Они устанавливаются по вашему желанию и за дополнительную плату. Можно выбрать различные модели крыльев — быстросъемные, универсальные (подходящие на любой тип велосипедов), гибкие и т.д. Поэтому вопрос приобретения и выбора крыльев предоставлен самим велосипедистам. Отечественные производители Forward и Stels, как правило, комплектуют свою продукцию крыльями на заводе.

 

Какова стоимость дополнительного оборудования и материалов, необходимых для катания?

Насос — 80-800 руб.
Набор инструментов — 80-500 руб.
Шлем — 450-3500 руб.
Защита — 900-5000 руб.
Перчатки — 200-1200 руб.
Покрышки — 110-1500 руб.
Тормозные колодки — 30-150 руб.
Камеры запасные — 50-200 руб.
Крылья — 100-1500 руб.
Велокомпьютер (спидометр) — 200-2000 руб.
Сумочка — 100-3000 руб.
Фляга с держателем — 80-400 руб.
Велоаптечка — 90-400 руб.
Замок — 100-700 руб.
Звонок — 30-250 руб.
Фонари — 50-2200 руб.

Для зимнего катания необходимы:

Зимние покрышки — 500-1500 руб.
Термобелье — 1500-5000 руб.
Куртка — 2000-6000 руб.
Ботинки — 2500-6000 руб.
Перчатки — 900-2000 руб.
Штаны — 2000-4500 руб.

 

Можно ли приобрести велосипед с другим оборудованием?

Вся продукция продается нами исключительно в заводской комплектации и с заводской гарантией. Но после покупки, конечно, вы можете по своему усмотрению произвести замену навесного оборудования и комплектующих.